В чем же состоят принципиальные отличия дрессировщика и зоопсихолога? Любой порядочный дрессировщик, по сути, учитель, преподаватель. Без этого дрессировка по определению неполноценна.
Роль зоопсихолога сравнима, пожалуй, с ролью психоаналитика, цель которого понять причины определенного поведения и некоторых поступков собак с целью их корректировки. Я бы добавила еще одно главное отличие между дрессировкой и практической зоопсихологией — работу с поведением и психическими процессами.
Дрессировщик воздействует на конкретную форму поведения по системе «разрешено-запрещено». Зоопсихолог изменяет вероятность возникновения причин того или иного поведения. Мы рассматриваем не столько желательные или нежелательные действия собаки, а допустимые варианты их корректировки. В этом случае возможность выбора разных путей исправления поведения резко возрастает. На практике реализуется тот вариант, который устраивает владельца и не приводит животное в стрессовое состояние.
Помощниками служат и внешняя среда, и имеющиеся в распоряжении собаки поведенческие стереотипы. Критерии выбора поведения и способность правильно анализировать ситуацию, строить поведенческие стратегии. И, конечно, отношения с хозяином, которые либо делают подчинение человеку совершенно естественным и радостным, либо приводят к протесту и конфликту.
Изучение психической деятельности животных требует особого подхода. На первый взгляд, она так же, как у человека, представляет собой совокупность внутренних процессов восприятия, отображения и переработки информации о реалиях жизни. Но в то же время, в отличие от человека, собака не может рассказать нам о своих переживаниях. А как понять, что творится у нее в душе? Выходит, что зоопсихолог должен научиться понимать животных «без слов». Попытки ученых отмахнуться от процесса мышления у животных особых плодов не принесли.
Они так и не смогли определить ни само понятие рассудочной деятельности, ни ее элементов, доступных животным. Успехи нейрофизиологии и самые плодотворные исследования поведения также не заполнили пропасть между наблюдениями и тем, что происходит в недрах психики живого существа. Зоопсихологи продолжали задаваться вопросом: если психическая деятельность и интеллект являются инструментом для восприятия и переработки информации, что же становится толчком к реальному поведению?